Одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе является профессиональное воспитание. Целенаправленная профориентационная работа с учащимися имеет большое государственное значение, и школа ставит перед собой цель развивать личность учащихся, поддерживать творческие устремления учеников, их индивидуальную деятельность. Содержание профориентационной работы реализовалась через учебную и внеучебную деятельность.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка учащихся в КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» регулировалась соответствующими правовыми документами:
- Конституция Республики Казахстан;
- Закон РК «Об образовании»;
- «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
- Конвенция ООН «О правах ребенка»,
- «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»,
- «О браке и семье»,
- «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской беспризорности и безнадзорности»,
- «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан».
Положением и планом профориентационной деятельности учащихся КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе».
В начале 2022-2023 учебного года был составлен план работы на учебный год по профессиональной ориентации учащихся.
Основными задачами профориентационной работы в школе являлось:
- к окончанию неполной средней школы сформировать у учащихся готовность к
обоснованному выбору пути получения образования в средних профессиональных, средних специальных учебных заведениях;
- подготовить учащихся 11-х классах к осознанному выбору профессии;
- предоставить учащимся сведения о профессиях, в которых нуждается современное общество;
- информировать учащихся о путях получения профессии;
- воспитывать уважение к разным видам профессиональной деятельности;
- познакомить с профессиями, в которых нуждается город, область.
Профориентационная работа была построена по следующим направлениям:
- Методическое
- Диагностическое
- Консультативное
- Информационно – справочное
- Организационное
- Взаимодействие
Методическая работа
Основной методической задачей по профориентации являлось оказание практической помощи учителям, классным руководителям, психологам в организации профессиональной работы, вооружение их методическими приёмами, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей по данной проблеме.
В работу методического объединения учителей и классных руководителей по
организации профориентационной деятельности были включены следующие вопросы:
- система образования в Казахстане;
- система профориентационной работы в городе;
- методика профориентационной работы по возрастным группам;
-психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками;
- методические основы профориентации во внеклассной работе.
Диагностическое направление.
В начальной школе для выявления интересов, учащихся использовалась методика «Карта интересов для младших школьников», позволяющая выявить интересы учащихся к разным профессиональным сферам деятельности человека.
Интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Во время консультирования по результатам данного диагностического мероприятия родителям, классным руководителям, учителям предметникам рекомендовано внимательно отслеживать появление у детей новых интересов и оказывать содействие в организации досуговой деятельности, способствующей их развитию.
Более целенаправленно данное направление воспитательной работы реализовалось в 9, 11-х классах через работу с учащимися и родителями.
Выбор профессии без учета индивидуальных личностных качеств ведет к более длительной адаптации человека в профессии. Для предупреждения этой проблемы с учащимися 9 -х классов проводилось диагностическое мероприятие по методике Е.А. Климова, позволяющее выявить тип личности и наиболее приемлемые для этого типа сферы профессиональной деятельности, что дает возможность составить картину о профессиональных склонностях и предпочтениях для каждого учащегося.
На основе полученных данных проводилась индивидуальная просветительская работа.
С учащимися 9, 11 классов педагогом-психологом в рамках профориентации проводилась индивидуальная работа. Цель данной работы: оказание помощи учащимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определенных видов деятельности, определению профессиональных предпочтений
Основные мотивы, которыми руководствуется выпускник при выборе профессии выглядит следующим образом в порядке убывания их значимости для молодых людей:
1. Профессия должна соответствовать моим интересам
2. Хорошая оплата труда
3. Возможность профессиональной карьеры
4. Возможность личностного роста
5. В этой профессии наилучшим образом используются мои способности
6. Кто-либо из членов семьи имеет такую же профессию.
Учащиеся 9 классов при выборе профессии в основном выбирают технические колледжи; колледж связи, колледж Акниг и колледж АПК по специальности дизайнер, программист, технолог, слесарь.
Ведущей тенденцией профессиональных намерений выпускников 11-ых классов является получение высшего образования.
Для того, чтобы профориентационная работа в школе была эффективной, учащиесяпосещали учебные заведения города, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, экскурсии на предприятия города, оформлялись и распространялись буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, военно-патриотическая, музыкальная.
Классными руководителями были проведены: деловые игры, профориентационные лекции и игры, игровые профориентационные упражнения, профориентационные классные часы с подготовкой обучающимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых выпускнику, городу, области, стране в ближайшее время, выпуск информационных бюллетеней в помощь выпускнику. Оказывалась помощь учащимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений. Были расширены формы информационно - просветительской деятельности по работе с неопределившимися учащимися, родителями.
Психологи школы, классные руководители оказывали индивидуальные, групповые, справочно – профессиональные консультации для учащихся, родителей.
В течение учебного года учащиеся встречались с представителями учреждений профессионального образования города.
Предварительное трудоустройство 9-х классов за 2022-2023 учебный год
На конец учебного года в 9абвГ классах количество детей
составляло около 106 учащихся , из них в этом учебном году поступают в колледж – 38; в другую школу – 5; в другой город – 3, в 10 класс -60.
Трудоустройство 9-х классов за 2022-2023 уч год в виде таблицы |
||||||||
№ |
классы |
кол-во |
10 класс |
колледж |
в др школу |
в др город |
||
1 |
9а |
24 |
19 |
2 |
2 |
1 |
||
2 |
9б |
26 |
12 |
12 |
0 |
2 |
||
3 |
9в |
29 |
15 |
11 |
3 |
0 |
||
4 |
9г |
27 |
14 |
13 |
0 |
0 |
||
Итого |
|
106 |
60 |
38 |
5 |
3 |
Предварительное трудоустройство 11-х классов за 2022-2023 учебный год
На конец учебного года в 11аб классах количество детей
составляло около 44 выпуснкиков, из них поступили:
Трудоустройство 11 аб классов за 2022-2023 уч.г. в виде таблицы |
|||||||
№ |
класс |
кол-во |
в ВУЗ РК |
в ВУЗ РФ и др |
колледж РК |
Колледж РФ и зарубеж |
|
1 |
11а |
29 |
12 |
17 |
|||
2 |
11б |
30 |
21 |
7 |
1 |
1 |
|
итого |
|
59 |
33 |
24 |
1 |
1 |
Подводя итоги профориентационной работы в школе можно сделать выводы:
В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации учащихся КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» с учетом запроса экономики современного общества.- План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.
- В организации профориентационной деятельности с учащимися КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
- Отмечается взаимодействие участников образовательного процесса и специалистов смежных структур в организации профориентационной деятельности с учащимися КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе».
- Педагоги, психологи, совместно с классными руководителями создали условия для формирования у учащихся представлений о трудовой деятельности, о человеке и его качествах, о важности правильного выбора профессии.
Предложения:
1.Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения учащихся.
2.Ориентировать учащихся на выбор профессий, востребованных в нашей области.
Заместитель директора по ВР Мулдашева Р.С.